Новости

Общественные пространства Иркутска.

«Харлампиевская клиника» – итог слаженной работы многих специалистов. В Марте мы планируем более подробно рассказать Вам о самом проекте, о том, как все начиналась, а самое главное о людях, которые помогли реализоваться данному проекту.
Представляем вашему вниманию интервью Ольги Завдовьевой, идейного руководителя дизайн студии Unison. текст: Марина Шпрах фото: Евгений Ряжев, Лилия Высоцкая.
В последнее время стало модно говорить о городской среде. Рассуждать об облике города, обращать внимание на работу градоуправляющих компаний и даже вспоминать про «истори-ческое наследие». Стали появляться ролики и статьи на заданную тему, а главное – сотни комментариев и обсуждений, выходящих за пределы интернет-пространства. И все бы неплохо, но… Нас всегда учили судить не по словам, а по поступкам. И эта статья, хоть и посвящена работе архитекторов, но в первую очередь она о том, как при определенном желании можно на практике сделать свой город лучше.
- Как человеку небезразличному к судьбе Иркутска в силу профессии, да и просто любви, мне очень радостно, когда заказчики преследуют не только коммерческие цели при создании проекта (мы говорим сейчас про общественные пространства, конечно же), но и помнят о неписаных социальных обязательствах, – рассказывает дизайнер, архитектор Ольга Завдовьева. – Ведь все мы знаем с детства, как важно помогать. В меру возможностей и средств, на своем уровне, но делиться и помогать. В том числе и городу – месту, где ты родился и живешь. При строительстве Харлампиевской клиники эта «миссия» была выполнена вдвойне. Во-первых, в Иркутске появилось медицинское учреждение с уникальным передовым оборудованием и первоклассными специалистами. Во-вторых, в ходе работы над проектом командой архитекторов был разработан дизайн, полностью соответствующий историческому облику здания и сохраняющий ту самую, наконец обретшую ценность, городскую среду.
Здание на Харлампиевской улице было построено в 1949 году и являлось ярким примером сталинской монументальной архитектуры: каменный фасад с изящной лепниной, большие окна и патриотическая символика под крышей. Здесь долгие годы располагались государственные службы, после помещения сдавались в аренду, за состоянием практически не следили, и в какой-то момент строение совсем обветшало. – Мы полностью отремонтировали «паспорт» здания, – рассказывает Ольга. – Главной задачей было сделать это деликатно – сохранив первоначальный облик. Отреставрировали лепнину, обновили плиточное покрытие в нижней части фасада, покрасили стены. Когда добрались до межоконных промежутков, обнаружили, что под слоем старой краски положена плитка. Решили вернуть и эту концепцию. Добавили каменные элементы, которые, на первый взгляд, не выделяются по цвету, но создают интересную игру фактур.
 
  
Большое значение архитекторы придали освещению. Когда-то уютная, Харлампиевская улица давно превратилась в темный переулок, не располагающий к прогулкам вдоль старых домов. Чтобы подсветить не только здание, но и прилежащую территорию, на фасаде появилось более двух десятков светильников. Для разных по цвету стен использованы корпуса из светло¬го и темного металла, а углы падения света рассчитаны с математической точностью, чтобы подчеркнуть самые выигрышные барельефы.
– Если внимательно присмотреться к зданию, можно за¬метить, что входной группы со стороны улицы нет, – подчеркивает архитектор. – На самом деле, раньше дверь тут была, но очень своеобразная – люди выходили из подъезда прямо на тротуар. Свободного пространства для крыльца у нас в распоряжении не было, а учитывая предполагаемый трафик (площадь клиники 2000 м2), пропускать такой поток людей через улицу было просто неправильно. Решение нашлось довольно быстро – на месте старой двери появилась стилизованная декоративная панель с рекламной информацией, а вход мы перенесли внутрь двора.
Перенос входной группы во двор повлек за со¬бой несколько новых задач. Первая из них – установить в арке здания ворота, удобные для входа людей, но в то же время позволяющие остановить поток машин. Здесь нет калитки или шлагбаума, но есть универсальный по размеру проход и автоматическая система, позволяющая при необходимости раскрыть проезд для автомобиля. Как с гардероба начинается театр, именно с этих ворот начинается внутренний дворик клиники. И если в случае с фасадом перед архитекторами стояла задача обновления и реставрации, то двор делали практически «с нуля». Здесь были лишь неухоженный участок земли и заброшенный пристрой, воз¬веденный значительно позже основного здания.
– Мы полностью замостили внутреннее пространство улицы, а пристрой снесли, чтобы по¬строить совершенно новое здание, связав его архитектурно с основным корпусом. В этом дворе была учтена каждая деталь – от лавочек до специальных столбов для освещения, от урн до легких навесов над входными дверьми. Нам хотелось сделать очень уютный камерный дворик, в котором можно почувствовать себя спокойно и умиротворенно в самом, казалось бы, центре города. Чтобы человек, зайдя сюда с шумной улицы, мог собраться с мыслями, прежде чем открыть дверь в клинику. Или, выйдя от врача, мог передохнуть среди деревьев – ведь все мы понимаем, что на¬строение после больницы может быть любым.
Это не просто жилое здание, а медицинское учреждение, поэтому наряду с вопросами «красоты» необходимо было грамотно и точно обеспечить функционал клиники. Во дворе, например, разместить системы вентиляции, очистки воздуха, подъезды для специализированных машин, продумать систему эвакуации (в итоге ее провели через крышу пристроя, возведя на ней высокие бордюры, и тем самым освободив двор от громоздких лестниц). Так как инфраструктура клиники в ходе работы разрослась до двух больших «крыльев», в здании появились дополнительные выходы и даже целый «современный» пристрой, где, возможно, в будущем появится лифт для людей с ограниченными физическими возможностями.
 
  
Вы помните кадры довоенных времен, на которых можно увидеть красивые госпитали с огромными холлами и резными потолками, медсестер в длинных платьях и аккуратных чепчиках? Сегодня, к сожалению, мы привыкли к другой атмосфере в больницах. Но пора возвращать хорошие традиции, тем более, что мы живем в культурном городе с богатой историей, – рассуждает Ольга. – Конечно, говоря о внутреннем устройстве этого проекта, мы больше думали о функциональной части – как адаптировать здание под клинику, грамотно организовать пространство, разместить медицинские отделения и врачебные кабинеты, чем обеспечить те или иные помещения. Большая часть финансов была выделена на оснащение кабинетов, ведь в «Харлампиевской» планировалось собрать ведущих специалистов и дать им в распоряжение новейшие достижения мировых технологий. Но все-таки, когда в команде есть архитекторы, дизайн не может остаться совсем без внимания. Мы постарались перенести настроение и стиль фасадной части во внутреннюю отделку.
Рука дизайнеров прослеживается во всех помещениях. Центральная часть помещения клиники – сквозная лестница с большими просторными пролетами и большой общий холл с рецепцией – преобразилась в своей сдержанной нарядности. Здесь максимально сохранена высота потолков, а лепнина под ними отреставрирована и лишь немного доработана. Элементы гипсового декора продублированы в зоне рецепции и на стенах. Элегантная мебель и итальянские светильники тактично подчеркивают выбранный стиль. Особого внимания заслуживает центральная сквозная лестница. Основная конструкция осталась старой – ступени и пролеты лишь реставрировали от сколов. А вот перила были сделаны на заказ у иркутских мастеров по ковке. Огромные панорамные окна – подарок от строителей прошлого века – обрамили современными подоконниками и монохромными шторами.
– Нам важно было сохранить и подчеркнуть то, что уже было сделано раньше. Минимум дизайна, максимум комфорта, чтобы в этом здании уже стены лечили. Но, признаюсь честно, это была не самая сложная задача. С лечебными зонами дела обстояли сложнее, и это был совершенно новый для нас, интереснейший опыт. Из «дизайнерского» здесь только отделка стен. В рабочих кабинетах классическая светлая покраска и плитка в специально отделенных зонах. Для комнат персонала выбран спокойный зеленый цвет стен и минимум стилистических элементов в зонах для умывальников. Все остальное – строгое соответствие нормам и задачам. Клиника была построена за 2 года. Команда дизайнеров и архитекторов «зашла» на проект вместе со строителями и ведет его даже после открытия. Три этажа этого медицинского учреждения стали ярким примером того, как при одном обязательном условии – слаженной работе единомышленников – даже из самого сложного проекта можно создать цельное пространство, функционально ценное, отвечающее всем эстетическим требованиям дизайна и готовое много лет прослужить городу.
 
  
 
 
Ждём вас в студии Unison, будем рады поделиться информацией и вдохновением.
 
на верх