Фасад здания на Горького
 

Здание на Харлампиевской улице было построено в 1949 году и являлось ярким примером сталинской монументальной архитектуры: каменный фасад с изящной лепниной, большие окна и патриотическая символика под крышей. Здесь долгие годы располагались государственные службы, после помещения сдавались в аренду, за состоянием практически не следили, и в какой-то момент строение совсем обветшало.

– Мы полностью отремонтировали «паспорт» здания. Главной задачей было сделать это деликатно – сохранив первоначальный облик. Отреставрировали лепнину, обновили плиточное покрытие в нижней части фасада, покрасили стены. Когда добрались до межоконных промежутков, обнаружили, что под слоем старой краски положена плитка. Решили вернуть и эту концепцию. Добавили каменные элементы, которые, на первый взгляд, не выделяются по цвету, но создают интересную игру фактур.

Большое значение архитекторы придали освещению. Когда-то уютная, Харлампиевская улица давно превратилась в темный переулок, не располагающий к прогулкам вдоль старых домов. Чтобы подсветить не только здание, но и прилежащую территорию, на фасаде появилось более двух десятков светильников. Для разных по цвету стен использованы корпуса из светло¬го и темного металла, а углы падения света рассчитаны с математической точностью, чтобы подчеркнуть самые выигрышные барельефы. – Если внимательно присмотреться к зданию, можно заметить, что входной группы со стороны улицы нет. На самом деле, раньше дверь тут была, но очень своеобразная – люди выходили из подъезда прямо на тротуар. Свободного пространства для крыльца у нас в распоряжении не было, а учитывая предполагаемый трафик (площадь клиники 2000 м2), пропускать такой поток людей через улицу было просто неправильно. Решение нашлось довольно быстро – на месте старой двери появилась стилизованная декоративная панель с рекламной информацией, а вход мы перенесли внутрь двора.

Перенос входной группы во двор повлек за собой несколько новых задач. Первая из них – установить в арке здания ворота, удобные для входа людей, но в то же время позволяющие остановить поток машин. Здесь нет калитки или шлагбаума, но есть универсальный по размеру проход и автоматическая система, позволяющая при необходимости раскрыть проезд для автомобиля. Как с гардероба начинается театр, именно с этих ворот начинается внутренний дворик клиники. И если в случае с фасадом перед архитекторами стояла задача обновления и реставрации, то двор делали практически «с нуля». Здесь были лишь неухоженный участок земли и заброшенный пристрой, возведенный значительно позже основного здания. – Мы полностью замостили внутреннее пространство улицы, а пристрой снесли, чтобы по¬строить совершенно новое здание, связав его архитектурно с основным корпусом. В этом дворе была учтена каждая деталь – от лавочек до специальных столбов для освещения, от урн до легких навесов над входными дверьми. Нам хотелось сделать очень уютный камерный дворик, в котором можно почувствовать себя спокойно и умиротворенно в самом, казалось бы, центре города. Чтобы человек, зайдя сюда с шумной улицы, мог собраться с мыслями, прежде чем открыть дверь в клинику. Или, выйдя от врача, мог передохнуть среди деревьев – ведь все мы понимаем, что на¬строение после больницы может быть любым. Это не просто жилое здание, а медицинское учреждение, поэтому наряду с вопросами «красоты» необходимо было грамотно и точно обеспечить функционал клиники. Во дворе, например, разместить системы вентиляции, очистки воздуха, подъезды для специализированных машин, продумать систему эвакуации (в итоге ее провели через крышу пристроя, возведя на ней высокие бордюры, и тем самым освободив двор от громоздких лестниц). Так как инфраструктура клиники в ходе работы разрослась до двух больших «крыльев», в здании появились дополнительные выходы и даже целый «современный» пристрой, где, возможно, в будущем появится лифт для людей с ограниченными физическими возможностями.

 
на верх